Почему в Williams могут предпочесть Роберту Кубице Сергея Сироткина?

Так вышло, что Williams второй год подряд оказалась перед сложным выбором в отношении состава команды в преддверии нового сезона. Но если в прошлом году ситуация была вынужденная – по причине внезапного перехода Валттери Боттаса в Mercedes на место неожиданно ушедшего из Ф1 Нико Росберга, то сейчас коллектив из Гроува сам поставил себя в сложную ситуацию, решив попробовать дать второй шанс в спорте Роберту Кубице, несмотря на то, что в Renault чуть раньше фактически отказались от этой затеи.

Их изначальный план был вполне понятен – они хотели сказку сделать былью и взять в пару к молодому и неопытному Лэнсу Строллу опытного, но семь лет назад сильно травмированного поляка, делающего всё для того, чтобы вернуться на вершину спорта. Если бы этот план сработал, это была бы одна из красивых и леденящих душу историй камбэка в Формуле 1.

Роберту Кубице на заметку: 7 гонщиков, вернувшихся в Ф1 после серьезных травм

Кубица – один из самых талантливых гонщиков своего поколения, и в Гроуве прекрасно понимали, что даже если поляк не сможет выйти на свой былой уровень, своим опытом работы с инженерами и грамотным фидбэком он очень поможет коллективу в работе над новым шасси.

К тому же, в Williams не могли не понимать, что в случае успешного возвращения Роберта за руль команда получила бы небывалый приток болельщиков в свои ряды и смогла бы удачно монетизировать это сказочное возрождение гонщика после аварии, едва не погубившей его.

Но, как и в любой сказке, без препятствий здесь обойтись не удалось. В Williams изначально планировали принять решение вскоре после тестов, прошедших по окончании сезона в Абу-Даби. Но поляк проявил себя за рулем машины не блестяще – хорошо, но не блестяще! – и в команде тут же заговорили, что им нужно время, чтобы всё проанализировать и принять взвешенное решение. В этот момент для Роберта прозвенел первый звоночек.

Так что же было на тестах? Чем Кубица разочаровал команду? А если бы не разочаровал, то давно уже был бы в седле.

Анализ: О чём говорит холодная реакция Williams относительно Роберта Кубицы

Почему в Williams могут предпочесть Роберту Кубице Сергея Сироткина?

Результаты Роберта Кубицы на тестах в ОАЭ

Со стороны всегда очень сложно делать выводы по временам, показанным пилотами на тестах. Но всё говорит о том, что Кубица не произвел вау-эффекта на Williams – иначе они тут же побежали бы за контрактом и ручкой.

Лучшим временем 32-летнего поляка стало 1.39,485. Это на 0,9 секунды медленнее, чем результат Фелипе Массы четырьмя днями ранее в квалификации, несмотря на то, что Кубица был на более мягких шинах.

И хотя время бразильца можно принимать за некий ориентир для этой машины на этой трассе, сравнивать напрямую их результаты все же нельзя. Это были разные дни, разные погодные условия, разные шины и почти наверняка разные режимы работы двигателя.

Кубица проехал на 0,1 секунды быстрее Лэнса Стролла днем ранее на том же типе резины, но не стоит забывать, что канадец на протяжении всего Гран При Абу-Даби уступал Массе около секунды с круга.

Что касается Сергея Сироткина – тест-пилота Renault, которого Williams также привлекла к работе на испытаниях в ОАЭ, то он проиграл Роберту в один и тот же день порядка полусекунды. Злопыхатели и любители голливудских сюжетов тут же стали раздувать ноздри, не учтя при этом, что россиянин показал свое время в более жарких, а значит, и более медленных условиях, и при этом на резине Soft, тогда как поляк использовал новейший компаунд Hypersoft – на две ступеньки мягче.

Так что если свести все имеющиеся данные воедино и учесть разницу между составами резины, получается, что Кубица гипотетически уступил Сироткину порядка 1,6 секунды с круга. Не слишком убедительно, правда?

Почему в Williams могут предпочесть Роберту Кубице Сергея Сироткина?

Углубимся в изучение работы Кубицы на тестах

Свое лучшее время Роберт показал примерно в районе 18:00 по местному времени, проезжая отрезок из трех кругов. Иными словами, эту пристрелку можно было назвать квалификационной в попытке извлечь лучший результат.

Но в Williams никогда не расскажут, сколько топлива залили в бак – это первое неизвестное, к тому же, мы не знаем, насколько хорош был сам круг – были ли ошибки, и удалось ли ему выжать максимум из непростых шин Pirelli – это второе неизвестное.

Фактически в среду Кубица превзошел собственное время первого дня тестов на две секунды – тогда он показал 1.41.296 на шинах Soft, проезжая пятикруговой отрезок.

Если скорректировать это время с учетом допущений по шинам и вычислить его гипотетическое время на Hypersoft с минимальной топливной загрузкой, получается около 1.39,1. При этом время было поставлено в полдень, когда трасса очень медленная.

Это примерно на полсекунды быстрее, чем Стролл в тот же день, но все же значительно медленнее скорректированного времени Сироткина со среды, при этом россиянин также ездил в середине дня.

Почему в Williams могут предпочесть Роберту Кубице Сергея Сироткина?

Что все это значит?

Можно с уверенностью сказать, что Кубица не проявил себя на тестах столь блестяще, чтобы вынудить команду моментально подписать с ним контракт.

Но на тестах, конечно, присутствует множество внешних факторов, мешающих оценить со стороны уровень пилота. Это и неизвестные нам режимы работы мотора, и погодные условия… К примеру, трасса в Абу-Даби была медленнее с утра в первый день испытаний, когда Кубица поставил свое фактически лучшее время, чем утром во второй день, когда работал Сергей.

При этом после первого дня тестов Кубица на словах высказывал полную готовность вернуться за руль боевой машины.

«Я не делаю себе никаких скидок в связи с моей историей, – сказал поляк. – Когда я сажусь за руль, любые истории заканчиваются, а начинается работа.

Я не хочу вернуться лишь для того, чтобы вернуться. Если бы я не чувствовал в себе сил для возвращения, я бы этого не сделал. В этом не было бы смысла. Я очень требователен к себе.

Но есть еще ряд вопросов для команды и для меня лично, на которые нам предстоит ответить. День за днем я вижу улучшения, и теперь я могу сказать, что буду расстроен, если у меня не получится, потому что я чувствую, что готов».

Но для Williams уверенности Кубицы, судя по всему, оказалось недостаточно, чтобы сделать шаг в темноту, особенно с учетом не самых убедительных времен поляка на тестах…

СМИ: Сергей Сироткин является фаворитом на место в Williams

Почему в Williams могут предпочесть Роберту Кубице Сергея Сироткина?

А какой выбор был у Williams?

В Williams заявили, что они тщательно изучат результаты тестов, прежде чем принять решение по составу.

А какие варианты у них были помимо Кубицы?

Изначально в Гроуве говорили, что хотят пригласить на место Массы опытного гонщика. А на днях – видимо, из-за столь долгого молчания в команде, – стали появляться слухи о возможном втором возвращении в спорт бразильца, но всерьез их мало кто рассматривал.

Из реальных претендентов на место Фелипе, если не считать Роберта, выделялся упомянутый выше Сергей Сироткин, которого до этого высоко оценили в Renault. Что касается плюсов этого варианта, то самые важные и актуальные из них уже перечислены в сравнительном анализе работы на тестах. Из минусов можно отметить отсутствие боевого опыта у россиянина в Формуле 1, кроме того, его результаты в младших категориях можно назвать разве что очень хорошими, но отнюдь не выдающимися. Три победы в гонках в серии GP2 за два сезона – это весь актив в серьезных формульных первенствах. И оба раза он был третьим на финише сезона.

При этом у Сергея есть финансовая поддержка. Хотя выбор в его пользу будет означать, что в Williams готовы пойти на риск и посадить за руль обеих боевых машин малоопытных пилотов – как бы в таких обстоятельствах не возникла проблема с поиском истинного потенциала их новой машины…

Если же говорить о более опытных соперниках Сироткина на место в Williams, то у них у всех есть и свои минусы. Опыт – это хорошо, но не всё определяется опытом. Как писал Марк Твен: «Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. Впрочем, и на холодную тоже». Что касается фамилий, то у коллектива из Гроува было (есть?) три возможные опции с гонщиками, имеющими боевой опыт Формулы 1: бывший участник программы Red Bull Даниил Квят, Паскаль Верляйн, потерявший место в Sauber, и их собственный резервный гонщик Пол ди Реста.

Квят очень талантливый гонщик, но за последние два года он дважды потерял место в боевой машине Ф1 – сначала уступив место Максу Ферстаппену в RBR, а затем пустив вперед молодежь уже в Toro Rosso. В итоге россиянин был и вовсе отчислен из программы австрийского концерна.

После всего случившегося Даниилу будет непросто восстановить свое психологическое состояние, к тому же, сейчас у него, судя по всему, нет могущественной финансовой поддержки. В качестве плюсов можно отметить, что Квят фактически не уступал ни Даниэлю Риккардо, ни Карлосу Сайнсу, выступая с ними в одном коллективе.

Карьеру Верляйна в Формуле 1 поддерживает Mercedes, являющаяся поставщиком моторов для Williams, но при этом руководитель команды из Брэкли Тото Вольф уже заявил, что немцу придется завоевывать себе место в боевом кокпите собственными достижениями. Летом австриец посоветовал Паскалю «самому вставать на ноги», а в октябре отметил, что «не хочет вмешиваться в решение Williams».

Но у Сироткина, Квята и Верляйна есть одна на троих серьезная проблема – это их возраст. Им по 22-23 года, а для титульного спонсора команды из Гроува – компании Martini – было бы лучше, если хотя бы одному пилоту было за 25 лет, чтобы использовать его в рекламе своей продукции, не лишенной алкоголя.

Оставался Пол ди Реста. В свои тридцать с хвостиком он уже достаточно пожил, чтобы рекламировать вермут, к тому же, за его плечами три полноценных года участия в Формуле 1. Но если не считать скоропалительной замены Массы в Венгрии в этом году, в последний раз шотландец сидел за рулем боевой машины Ф1 в далеком 2013-м, когда потерял место в Force India.

К тому же, карьеру Пола в Больших Призах блестящей назвать также язык не поворачивается. Но то же самое можно сказать и о других опытных претендентах, за исключением Кубицы.

В сезоне-2018 команда Williams вступит в новую эпоху, ведь их машина будет впервые сконструирована под руководством технического директора Пэдди Лоу, перешедшего из Mercedes по окончании прошлого сезона.

Конечно, коллективу из Гроува хочется, чтобы их новый состав пилотов оказался быстрым – иначе нет никакого смысла строить быстрое шасси. Но и о будущем команды забывать не стоит. А опыт? Опыт можно получить и в Williams…