В момент введения в действие система ОСАГО должна была облегчить жизнь автомобилиста и решить проблемы с возмещением вреда в случае ДТП. Но, деньги получать любят все, а вот выплачивать — не особо. Поэтому страховая компания делает выплаты крайне неохотно. Многие водители жалуются, что страховая не платит под любым надуманным предлогом, или затягивает срок выплаты насколько это возможно. Что делать в этом случае?
Проблемы с выплатой от страховой
Давайте разбираться по сути в том, что прописано в ОСАГО по поводу возмещения ущерба. В каких случаях страховая имеет право на отказ в выплатах в рамках закона, каковы сроки получения денег, и на какую сумму вы можете рассчитывать.
Отказ в выплате
Весь перечень случаев, когда страховщик имеет законное право отказать в выплате указываются в трех нормативных актах:
- ГК РФ.
- ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее для краткости – ФЗ об ОСАГО).
- Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные положением Банка России от 19.09.2014 №431-П (Правила ОСАГО).
По вышеуказанных актам, компания имеет право отказать в выплате по возмещению ущерба, когда:
- Не смогла убедиться, что страховой случай имел место, или не может точно определить размер причиненного ущерба (если автовладелец после ДТП уже отремонтировал или утилизировал машину).
- Не был оформлен полис на данное автосредство.
- ДТП случилось в момент не действующего полиса ОСАГО.
- Автовладелец не сообщал в страховую о произошедшем ДТП сразу после инцидента.
- Автовладелец рассчитывает взыскать со страховой упущенную выгоду или причинение морального вреда (например, за полученные при ДТП травмы).
- В нестандартных случаях, например, при ДТП во время учебной езды, на автогонках или испытаниях автомобиля (если учеба, соревнование или тестирование проходили в предназначенных для них местах).
- Ущерб был причинён из-за перевозимых грузов особого характера (при условии, что перевозка также была застрахована соответствующим образом, по другому виду обязательного страхования).
- Водитель сам был виновником ДТП, либо причинил вред своей машине самостоятельно любым из способов.
- Причинение вреда произошло при погрузочных/разгрузочных работах на данном автомобиле.
- Вред причинён работникам при исполнении служебных обязанностей (и должен быть возмещен по другому виду страхования, например, ОМС).
- Вред причинён жизни, здоровью и имуществу пассажиров и должен быть компенсирован обязательным страхованием при пассажирских перевозках (также другой вид страхования).
- Вред причинён памятникам культуры, антикварному имуществу, религиозно-культовым предметам и другим видам имущества по ст. 6 ФЗ об ОСАГО.
- Вред заключается в загрязнении окружающей среды (например, разлив горюче-смазочных материалов из бензовозов при ДТП не компенсируется по полису ОСАГО).
- При возникновении «форс-мажора» (причинение вредя во время войны/массовых беспорядков/стихийных бедствий и пр.).
Данный список полностью исчерпывает все возможные страховые случаи. И страховая компания по закону не должна допускать отказ ни в каких других ситуациях.
Нарушение срока выплат
Как обстоит дело со сроками выплат по ОСАГО? В чем здесь страховая может нарушать закон? Для рассмотрения вопроса компенсации любой страховой компании даются следующие сроки:
- 20 дней – в общих случаях.
- 30 дней – если согласно договору ОСАГО, получив также согласие страховой компании, потерпевший уже начал производить ремонт автомобиля в СТО, имеющем соответствующий официальный договор именно с данной страховой.
Срок рассчитается в календарных днях (без учёта выходных дней и праздников). За это время страховая компания по закону обязана:
- Выплатить возмещение.
- Либо дать мотивированный письменный отказ в выплатах, который можно затем обжаловать по закону в установленном порядке.
Выплатили недостаточную сумму
Третей по распространенности проблемой является занижение страховыми компаниями суммы выплат по полису ОСАГО. Какие же суммы они обязаны выплачивать по закону?
В ФЗ об ОСАГО, ст. 7 указано, что страховая при наступлении страхового случая отвечает в следующих пределах сумм:
- При причинении вреда только имуществу – выплаты производятся в пределах 400 тыс. рублей.
- При наличии пострадавших или погибших людей – выплаты доходят до 500 тыс. рублей.
Если сумма ущерба больше, разница можно быть взыскана с виновника по суду напрямую.
Размер выплачиваемой компенсации определяется следующими двумя способами:
- По жёстким нормативам, которое установило законодательство для этих случаев. Так, при гибели человека в ДТП страховая компания по закону выплачивает родственникам погибшего 475 тысяч рублей и возместить расходы на похороны в пределах 25 тысяч.
- По оценке ущерба, производимой непосредственно самой страховой компанией.
И, естественно, во втором случае возникает риск того, что страховая всеми возможными способами будет стараться занизить размеры выплаты. Тут уж в ход пойдут все возможные способы – будут «случайно незамеченные» повреждения, окажется что ущерб не имеет связи со снижением стоимости поврежденного имущества или вообще самим страховым случаем. Наилучший способ борьбы с занижением суммы выплаты — проведение независимой экспертизы с привлечением представителей из самой страховой компании.
Если Вы столкнулись с этими ситуациями и страховая компания осуществила выплату страхового возмещения в неподобающем размере (не соответствующем реальной стоимости восстановительного ремонта авто), или отказывается выплачивать либо намерено затягивает выплату страхового возмещения или начала ремонта автомобиля, а также если она направляет в неустраивающее вас по каким-то причинам СТО или, наконец, вы признаны виновником ДТП и вам предъявляется судебный иск в порядке регресса — тогда уже вам без юридической помощи не обойтись. И тут вам потребует надежная юридическая компания для решения проблемы через суд.