Триумфальное шасси Михаэля Шумахера Ferrari F2001. История легенды

Годы Михаэля Шумахера в Ferrari. Скучнейшая эпоха в Формуле 1 с заранее известным победителем или потрясающая эра доминирования лучшего пилота в истории Ф1 в составе легендарной команды? Ответ зависит от того, кого вы об этом спросите.

Но даже те, кто с содроганием и неприятием вспоминают сезоны с 2000-го по 2004-й, не могут не признать истинного величия симбиоза Шумахера и Скудерии, ведь одно без другого практически не мыслится.

«Красный барон» провел невероятный отрезок в итальянской команде, попутно установив огромное количество рекордов в спорте, многие из которых до сих пор не удалось побить ни Фернандо Алонсо, ни Себастьяну Феттелю, ни Льюису Хэмилтону, ни Red Bull, ни Mercedes… Мало кто оспорит тот факт, что великолепная четверка в составе Шумахера, Росса Брауна, Рори Бёрна и Жана Тодта круто изменила ход истории Больших Призов.

Но произошло это не в одночасье. Пяти подряд титулам предшествовали четыре долгих и изнурительных сезона поражений, разочарований и исканий.

И именно 2001 год стал поворотным в невероятной истории успеха дуэта Михаэля и Ferrari. Да, годом ранее немец также поднял над головой победный кубок, но если говорить о подавляющем доминировании в спорте, то оно началось именно с шасси F2001, которое мы сегодня и вспоминаем.

 © autosport.com
© autosport.com

Машина сезона-2001 стала по-настоящему знаковой для Шумахера. Именно в этом шасси инженеры Скудерии впервые воплотили в жизнь свои идеи аэродинамического превосходства на «чистом воздухе», а Михаэль не был бы Михаэлем, если бы не воспользовался такой возможностью по максимуму.

На протяжении одного этого года немец побил рекорд Алена Проста по количеству побед (51), установил новое достижение по числу набранных очков в сезоне и за карьеру и обеспечил себе четвертый чемпионский титул уже к августу, тем самым предопределив будущее Формулы 1 на несколько ближайших лет.

Шасси с индексом F2001 и заводским номером 211, за рулем которого Михаэль выиграл свой пятый и последний Гран При Монако и принес победу Скудерии в чемпионате еще в Венгрии, не было построено с нуля, а явилось логичным продолжением наработок прошлого. И даже при этом, и не будучи раскрашенным в ядовито-красные цвета Marlboro, знатоки не спутают это шасси ни с одним другим.

Конструкторские решения, призванные вернуть машине часть прижимной силы, отобранной новым технических регламентом за счет требований поднять планку конструкции переднего антикрыла, обусловили характерный внешний вид шасси F2001 с клювом вместо носа – впервые в истории Ferrari. В то же время довольно скромные боковые дефлекторы перед понтонами, скошенный профиль «бутылочного горлышка» в задней части машины и выхлоп в форме перископа явным образом отсылают нас к шасси с индексом F300 сезона-1998.

Конструкторский отдел Ferrari во главе с Рори Бёрном высоко ценил эту разработку команды и в новой машине воплотил все ее лучшие качества. Их главной целью было «вычистить» свою же концепцию от всего лишнего, а не изобретать велосипед. В итоге у них это получилось, и мало кого удивило, что уже к середине сезона за счет доработок команде удалось вернуть шасси всю прижимную силу, отобранную новым техническим регламентом.

 © autosport.com
© autosport.com

Более того, они смогли нивелировать стремление FIA ограничить такие помощники, как трэкшен- и лаунч-контроль, за счет использования продвинутой (но законной) электронной картографии двигателя, имитирующей работу этих систем.

И уже к Гран При Испании руководство чемпионата вывесило белый флаг – к недовольству многих запрещенные ранее системы были вновь официально разрешены, что породило очередную волну разговоров о том, что Ferrari имеет чрезмерное влияние на высших чинов в спорте.

Шумахер выиграл в Австралии и Малайзии, но Дэвид Култхард не без помощи шасси McLaren MP4-16 от Эдриана Ньюи дал ответ на Гран При Бразилии, тогда как дебютант Williams Хуан-Пабло Монтойя в какой-то момент вселил надежду в противников Михаэля на то, что у немца появился новый достойный соперник в чемпионате. Обгон колумбийца против Михаэля в первом повороте на Интерлагосе запомнился многим, а на следующем этапе в Сан-Марино брат чемпиона мира и напарник Монтойи Ральф Шумахер привел к победе шасси Williams FW23.

Но надежды так и остались надеждами, и очень скоро это стало ясно всем. В Монако Култхард, показавший в квалификации лучшее время, вынужден был стартовать последним из-за отказа системы запуска, а на машине его напарника Мики Хаккинена дал сбой мотор Mercedes – в результате победу за рулем шасси с заводским номером 211 одержал Шумахер.

После этого ни о какой борьбе за титул, по сути, речи уже не шло. Култхард бился в каждой гонке и делал всё возможное, тогда как Хаккинен, увы, был лишь бледной тенью себя самого двухлетней давности, когда финн во второй раз стал чемпионом мира.

 © autosport.com
© autosport.com

Ральф Шумахер принес Williams в 2001 году три победы, а его партнер по команде Монтойя одолел Ferrari на их родной земле – в Монце. Но это не имело большого значения. Михаэль и Скудерия вновь стали чемпионами, при этом немец одержал девять побед в 17 гонках и на 58 очков опередил ближайшего преследователя в личном зачете. Что касается Рубенса Баррикелло, то он как раз начал привыкать к роли второго пилота в команде, полностью построенной вокруг одного гонщика.

По результатам сезона для Михаэля остались неприступными лишь 65 поулов Айртона Сенны за карьеру и пять чемпионских титулов Хуана-Мануэля Фанхио.

Но шасси F2001 не завершило свою победную поступь в Формуле 1 в году, указанном в его индексе. В дебютной гонке следующего сезона в Австралии Шумахер одержал победу за рулем этой машины, после чего она ушла на заслуженный отдых, уступив место новой разработке Рори Бёрна, поднявшей доминирование Ferrari на совершенно новый уровень.

11 побед в сезоне-2002 и единственное место ниже второго (третий в Малайзии) – этого оказалось достаточно, чтобы уже в июле сравняться с Фанхио по количеству титулов.

На следующий год Михаэль утратил доминирующий стиль. В том сезоне победы одерживали сразу восемь гонщиков, а титул немец завоевал лишь на заключительном этапе в Японии.

Лебединой песней Скудерии и Михаэля стал сезон-2004 и невероятные 11 побед в первых 12 гонках. Седьмой чемпионский титул немца и пятый в составе Ferrari подвел черту под продолжительной эпохой доминирования итальянской команды в Формуле 1, и взятую когда-то высоту красным покорить вновь пока не удается.

Шасси F2001 давно ушло в историю, но в Маранелло до сих пор вспоминают 211-ю и ее сестер как предтечу великой эпохи доминирования команды в спорте…

P.S. Как раз во время перевода этого материала пришла информация о том, что шасси F2001 с заводским номером 211 было продано на аукционе в Нью-Йорке за рекордную для машин Ф1 сумму 7,5 млн долларов.