Национальный автомобиль Турции выйдет на рынок в 2021 году

Первую попытку создать отечественную модель турки предприняли в 1961 году. По инициативе президента Джемаля Гюрселя силами инженеров железнодорожного ведомства были построены четыре прототипа седана Devrim («Революция»). Один из них выжил и хранится на заводе в Эскишехире.

Турецкое правительство два года назад приобрело права на конструкцию седана Saab 9-3 с целью разработать на его основе национальный или, можно сказать, народный автомобиль. На днях история получила продолжение. Глава республики Реджеп Тайип Эрдоган объявил о создании консорциума из пяти компаний, которые займутся проектом. Это Anadolu Group (выпускает грузовики, автобусы Isuzu и Itochu, собственные двигатели Antor, является дистрибьютором KIA), BMC (крупнейший в стране производитель комтранса, есть контракты от оборонки), Kıraça Holding (тоже комтранс), Turkcell (телекоммуникации) и Zorlu Holding (электроника и бытовая техника). Ожидается, что прототип будет готов в 2019-м и спустя три года превратится в серийную машину.

«Никто не должен сомневаться — мы изготовим первый автомобиль Турции, используя лучший дизайн и технологии как для нашей страны, так и для всего мира, Я заявляю, что сам хочу владеть отечественной машиной», — сказал президент Эрдоган (на фото четвёртый слева). Ему стыдно за отсталость в автопроме: «Мы делаем исторический шаг, чтобы избавиться от этого позора».

В начале 1960-х фирма Koç Holding предложила правительству создать турецкую марку Anadol и получила добро. Партнёрами выступили британская компания Reliant (дизайн) и Ford (техническая начинка). Всего было изготовлено более 100 000 машин семи моделей с кузовами разных типов, но они считаются иномарками. В 1991-м завод полностью переключился на локальную сборку Фордов.

Насколько Турция сильна как глобальный производитель автокомпонентов, мы могли прочувствовать во время обострения отношений с этой страной. За восемь месяцев нынешнего года там продано 423 198 автомобилей, из них 294 037 импортированы (-25%), а 129 161 экземпляр (+20%) собран внутри. Задел для отечественного образца есть серьёзный. В течение трёх-четырех месяцев консорциум проанализирует проект, в 2018-м при всесторонней господдержке стартует работа над прототипом. Как варианты рассматриваются гибрид и чистый электромобиль. Разговоры о разработке своими силами, без участия иностранных партнёров, кажутся пустым звуком, поэтому фирма NEVS, владелец патентов Сааба, скорее всего, не окажется в стороне.

Должен ли у каждой страны быть свой автобренд?

  • Да. Иначе никак
  • Нет, но национальная марка не помешает
  • Лучше не позориться на фоне иномарок