Износ шарикового подшипника: причины и следствие

Шариковые подшипники – однорядные или двухрядные – считаются самыми прочными и неприхотливыми в эксплуатации. Связано это, в первую очередь, с неразборной конструкцией – нечего разбирать, значит, нечего ломать. Во вторую – с внутренней смазкой, которую закладывают внутрь еще на стадии производства.
При нормальных условиях эксплуатации заметный износ шариковых подшипников качения обычно не наблюдается. Износ возможен в определенных случаях:

  • попадание внутрь конструкции инородного тела – достаточно даже небольшой частицы, чтобы мешать движению роликов и ускорять их износ;
  • недостаточное количество смазки – возникает в тех случаях, когда при установке подшипник нагревают, продувают или кустарным способом меняют заводскую смазку, возможен брак, но это бывает крайне редко;
  • вибрация невращающегося подшипника.

Попадание внутрь абразивных частиц

В качестве таких частиц выступают продукты изнашивания металлических деталей – мельчайшая стружка, ошметки и пр. При попадании внутрь подшипника такого элемента происходит постепенное истирание дорожек качения (канавок) и повреждение сепаратора.
По мере истирания канавок количество абразива увеличивается, и процесс разрушения ускоряется в десятки раз.

  • Почему это происходит?

Нарушение правил монтажа – грязно на столе во время установки. Либо некачественный уплотнитель, через который попадают внутрь частицы металла.

  • Как не допустить?

Подшипники распаковывать непосредственно перед установкой. Сразу же проверять уплотнители. Для заправки использовать отфильтрованное масло.

Недостаточное количество смазки

Со временем смазка исчерпывается или теряет свои первоначальные свойства. Это естественные причины износа, на которые можно повлиять.
Если вовремя не добавить смазку в подшипник, ролики во время трения будут нагреваться, становиться шероховатыми и в какой-то момент их заклинит.

  • Почему это происходит?

Из-за трения роликов при недостаточном количестве смазки.

  • Как не допустить?

Вовремя проводить смазывание подшипников.

Вибрация невращающегося подшипника

Это также следствие недостаточного количества смазки, но по определенным причинам заклинивает только некоторые шарики. В результате происходит перемещение роликов относительно друг друга, а на самом подшипнике проявляется эффект «стиральной доски» с лунками и бороздками. Чем сильнее крутится подшипник, тем интенсивнее повреждение сепаратора и колец.

  • Почему это происходит?

Чем выше энергия колебаний, тем больше повреждения.

  • Как не допустить?

Применять виброизолирующие башмаки.