Коробки передач грузовых автомобилей

Коробка передач (КПП) дает возможность двигаться машине как с малой скоростью, так и с большой. Сам по себе двигатель не может обеспечить регулировку скорости. Движение задним ходом или накатом происходит при помощи КПП. Их проектируют так, чтобы они могли обеспечить необходимую динамику, экономичность, надежность, высокий КПД, несложное обслуживание, бесшумную работу, небольшие размеры и не дорогие. При неполадках необходим ремонт коробки передач в нижнем Новгороде.

Коробки передач существуют ступенчатые и бесступенчатые. В бесступенчатых КПП передаточное число меняется гидротрансформатором, а в легких машинах – вариатором, на спец. технике применяют гидропривод. Конструктивно коробки передач имеют неподвижные и вращающиеся оси валов.

В наше время больше применяют автоматизацию процесса работы КПП. Особенно это удобно водителям грузовых машин, обслуживающих городские территории. На магистралях автоматизация процесса повышает качество перевозок.

Гоняясь за удешевлением своей продукции, конструкторы чаще применяют полуавтоматические КПП, без гидротрансформатора. Эти конструкции позволяют задать нужную передачу с помощью джойстика. Volvo I-Shift – это конструкция полного автомата с гидротрансформатором.

Ступенчатые КПП имеют большой КПД ( до 0,98) и проще в изготовлении, чем бесступенчатые, проще автоматизируются и дешевле. Этот тип КПП получил наибольшее применение на грузовиках.

Динамика автомобиля зависит от правильного подбора передаточного числа для КПП. Передаточное число – это отношение низшей передачи к высшей. Чем разнообразнее условия работы автомобиля, тем больше передаточное число, с возможным уменьшением мощности двигателя.

Передаточное число:

Коммерческие автомобили в городе – 5,0–8,0;

Магистральные тягачи – 10-20;

Чем больше число ступеней, тем лучше используется мощность мотора, уменьшается расход топлива, повышается скорость движения, уменьшается стоимость транспортировок. Но увеличение числа ступеней приводит к увеличению размеров и стоимости. Так же усложняется конструкция привода управления КПП.

Если привод механический, водителю пользоваться шестью передачами уже сложно и считается пределом при ручном управлении. Увеличение числа передач ведет за собой усложнение привода или требует применения дополнительной коробки. Этим пользуются довольно редко.

Применение в КПП грузовых машин «ускоряющих» передач, с числом 0,7—0,8, считалось выходом из положения. Однако на практике все оказалось не так. Прямая высшая передача имеет больше КПП, чем «ускоряющая». Рост мощности двигателей ускорил отказ от этой затеи.

Существенно влияют на КПД ступенчатых КПП: правильный выбор кинематики (число пар зубчатых колес), система смазки, точность изготовления деталей.

На грузовиках чаще применяют трехвальные коробки с прямой передачей.