Ники, как насчет камбэка? Берни, а как насчет твоего камбэка? Лауда…

На протяжении уже более сорока лет Ники Лауда является одним из наиболее почитаемых представителей паддока Формулы 1. От начала карьеры в роли «рента-драйвера» BRM и до звездной эпохи в Ferrari австриец проделал долгий и трудный путь.

После полного доминирования в сезоне-1975 Ники шел к своему второму подряд титулу, и остановить его смогла лишь серьезная авария в Нюрбургринге, увековеченная спустя три десятилетия в биографическом фильме «Гонка».

Возвращение Лауды в большой спорт получилось триумфальным, несмотря на огромные шрамы, оставшиеся на его лице по сей день. Однако в середине сезона-1979, будучи пилотом Brabham, Ники, по его собственным словам, «надоело ездить по кругу», и он переключился на управление собственной авиакомпанией.

Но его отсутствие в Ф1 и на этот раз затянулось ненадолго – уже в 1982-м на тот момент двукратный чемпион мира вернулся в спорт в составе McLaren. Спустя два года австриец опередил грозного напарника Алена Проста всего на пол-очка, завоевав свой третий титул, а годом позже окончательно повесил шлем на гвоздь.

Но от Больших Призов Ники далеко не уходил. Свою карьеру он продолжил в роли комментатора немецкого канала RTL, а также занимал управляющие посты в Ferrari и Jaguar. С 2012 года Лауда представляет Mercedes в роли неисполнительного директора.

По сей день Ники Лауда является одним из немногих связующих звеньев между прошлым и настоящим Формулы 1. Будучи открытым по натуре, австриец никогда не лезет за словом в карман, а всегда отвечает откровенно. Кому, как не ему, адресовать вопросы коллег по паддоку?..

Ники Лауда и Джеймс Хант © scriptinghappiness.wordpress.com
Ники Лауда и Джеймс Хантscriptinghappiness.wordpress.com

Как в былые годы гонщики общались друг с другом в паддоке?
(Стоффель Вандорн, гонщик McLaren)

Ники Лауда: Дурацкий вопрос. Никак мы не общались, ведь мы были настоящими соперниками. Риск в те годы в сотни раз превышал то, что есть сейчас.

Мы бились друг с другом на трассе, но при этом с огромным уважением относились к жизни гонщиков. Грань между какой-нибудь глупостью и риском лишить кого-то жизни была очень тонкой. В опасных ситуациях мы проявляли уважение друг к другу, будучи при этом заклятыми врагами.

Получается, сегодня гонщики не уважают коллег?
(F1 Racing)

Ники Лауда: Им это не нужно, потому что даже если их развернет на трассе, ничего не произойдет. В наше время подобные инциденты часто приводили к летальному исходу.

Можно мне получить прибавку к зарплате?
(Льюис Хэмилтон, гонщик Mercedes)

Ники Лауда: Эммм, обратись с этим вопросом к Тото [Вольфу], я всего лишь председатель!

Что вы думаете о современных автодромах с огромными зонами безопасности и о штрафах, которые получают гонщики за нарушение границ трассы?
(Карлос Сайнс-старший, действующий победитель «Дакара»)

Ники Лауда: Во-первых, последние тридцать лет строительство автодромов идет в верном направлении. Формула 1 вынуждена была пойти по этому пути, в этом нет никаких сомнений. Но я терпеть не могу все эти наказания за нарушение границ трассы!

В этом нет ничего хорошего. Вы не позволяете парням гоняться и даете их соперникам лишний повод для жалоб.

Кто-то кого-то обгоняет, а тот сразу включает радио и кричит: «Он пересек белую линию!» Вы что, с ума сошли? Используй всю трассу для обгонов, ведь против тебя бьются лучшие гонщики в мире! Если FIA что-то не нравится, пусть ставит поребрики!

Если поребриков нет, гонщики должны бороться, не надо никого штрафовать!

Росс Браун, Ники Лауда, Тото Вольф © kreiszeitung.de
Росс Браун, Ники Лауда, Тото Вольфkreiszeitung.de

Как сделать Формулу 1 более привлекательной для болельщиков?
(Росс Браун, спортивный директор Ф1)

Ники Лауда: Дайте пилотам гоняться. Не вмешивайтесь в их борьбу постоянно со своими стюардами, Росс! Пусть гоняются. Это проблема FIA, и я сто раз говорил об этом с Чарли [Уайтингом]. И я абсолютно против «ореола» по той же самой причине.

Никто не заставляет этих парней гоняться насильно. Они все сами решают, хотят они этим заниматься или нет. Это лучшие гонщики в мире, и им неинтересно просто сидеть дома. Так что я против всех этих нововведений. Если так пойдет и дальше, никто не будет смотреть Формулу 1, потому что гонщики просто перестанут быть героями.

А как насчет DRS в этой связи?
(F1 Racing)

Ники Лауда: DRS по крайней мере работает, и мы к ней привыкли. У нас появились обгоны. С ней все в порядке, но не стоит двигаться в этом направлении дальше и привносить в Ф1 новые системы наподобие тех, что используются в NASCAR. Это неправильно. Приоритетом номер раз в Ф1 должны оставаться соревнование машин, инженеров и развитие моторов – лучших из лучших.

То же самое относится и к гонщикам. Нельзя парню, который выигрывает гонки, накидывать лишние килограммы балласта, чтобы он откатился назад. Оставьте их в покое, не надо вмешиваться в ДНК Формулы 1.

Вы купите супруге Range Rover, который она хочет, после очередной победы в чемпионате?
(Кристиан Хорнер, руководитель Red Bull Racing)

Ники Лауда: Нет! Этот идиот… Он сам начал это всё, когда купил своей бывшей Porsche. Зачем он это сделал? Я лично не знаю. Я просто делаю свою работу, побеждаю я или нет. Но чтобы уже закончить эту дискуссию, скажу, что у нее не будет Range Rover, потому что она водит Mercedes.

Что было сложнее – выиграть титул в первый раз или вернуться после ухода из спорта?
(Алан Макниш, экс-пилот Toyota F1, трёхкратный победитель гонки «24 часа Ле-Мана»)

Ники Лауда: Первый раз всегда самый сложный. Ты столько лет работаешь в Формуле 3, Формуле 2, после чего получаешь свой шанс на вершине автоспорта. Остальные разы всегда проще, в этом нет сомнений, поскольку у тебя уже есть опыт и всё, что необходимо.

Ники Лауда © primotipo.com
Ники Лаудаprimotipo.com

Какую ссуду вы взяли в банке, чтобы начать свою гоночную карьеру? И рассчитались ли с долгами?
(Алекс Вурц, бывший гонщик Ф1 и председатель GPDA)

Ники Лауда: Я всё вернул, а в качестве процентной ставки выступала реклама. Я сказал им: «Не устанавливайте проценты, пусть они будут на моем шлеме». В то время банковская ставка составляла 5%, и я покрыл ее за счет рекламы. Всё остальное я вернул.

Ты лучше управлял машиной или самолетом?
(Пэдди Лоу, технический директор Williams)

Ники Лауда: [После продолжительной паузы] Я выиграл три титула. Этим все сказано. Гонки и полеты – вещи прямо противоположные. В полете ты должен четко соблюдать правила. Я пилотировал все виды летательной техники от частных самолетов до Боинга-777, и я никогда не нарушал правила.

Я ни разу не сделал ничего глупого в воздухе, а в гонках я делал это постоянно.

Могли бы вы в ваше время одолеть Льюиса Хэмилтона и Валттери Боттаса?
(Марк Пристли, бывший механик McLaren)

Ники Лауда: Я всего лишь Ники Лауда, я не могу сравнивать такие вещи.

Почему вы терпеть не можете кошек?
(Дэвид Култхард, 13-кратный победитель Гран При)

Ники Лауда: У меня аллергия. Всё просто. Я просто задыхаюсь.

Я мог бы назвать тебя самым несдержанным человеком в паддоке. Почему?
(Джон Уотсон, бывший напарник Лауды по Brabham и McLaren)

Ники Лауда: Есть сразу несколько причин… Если Джон помнит, я всегда был очень открытым и прямолинейным, в отличие от него. И если я когда-нибудь видел, что он не выжимает максимум из машины…

Что сложнее – пилотировать машину Ф1 или управлять крупной авиакомпанией?
(Боб Фернли, заместитель руководителя Force India)

Ники Лауда: В то время управление машиной зависело исключительно от меня, я мог адаптировать свои навыки при необходимости. При управлении авиакомпанией из 3-4 тысяч человек необходимо было координировать работу всех. Так что это совсем другое дело.

Джеймс Хант © pitlane.gr
Джеймс Хантpitlane.gr

Кто из современных гонщиков больше всего похож на вашего самого знаменитого соперника Джеймса Ханта?
(Марио Изола, руководитель спортивного подразделения Pirelli)

Ники Лауда: Нееет, они столько не выпьют! В мое время Джеймс действительно был одним из самых быстрейших гонщиков – ну, вроде Льюиса Хэмилтона. Но сегодня пилоты Ф1 не пьют…

Когда я смогу полетать на твоем самолете Global Express?
(Джеки Стюарт, трехкратный чемпион мира)

Ники Лауда: Когда заплатишь за билет!

Если бы у вас не было Хэмилтона, смог бы Боттас выиграть чемпионство?
(Давиде Вальсекки, итальянский телевизионный комментатор)

Ники Лауда: Трудно сказать. Думаю, нет. Льюис выиграл чемпионат в этом году, но сделать ему это было очень и очень трудно.

Вы думаете, что это лучший его титул в составе Mercedes?
(F1 Racing)

Ники Лауда: Да, поскольку нам всем пришлось немало потрудиться, и Льюис смог измениться. Но Боттас был рядом, он тоже мог побороться за титул, но Льюис всё делал лучше. Для Валттери это был первый год в команде, и всегда нужно привыкнуть, необходимо понимать, о чем говорят инженеры, и так далее. Их трудно сравнивать.

Вы подбросите меня на своем самолете, когда полетите в следующий раз?
(Паскаль Верляйн, бывший гонщик Sauber)

Ники Лауда: Если назначишь дату, я с удовольствием. Он отличный парень!

Ники Лауда © http://gtxforums.net
Ники Лаудаhttp://gtxforums.net

Согласны ли вы с тем, что в 80-е пилоты вроде вас, Алена Проста и Айртона Сенны могли диктовать свои условия командам, в отличие от сегодняшних условий?
(Карун Чандок, телевизионный эксперт)

Ники Лауда: Нет, ничего мы не диктовали – уж точно не в McLaren и не с Роном Деннисом. Но в вопросах, связанных с безопасностью, нас спрашивали, конечно, гораздо больше. В этом отношении у нас было право голоса, но в остальном мы просто должны были вести себя как наемные работники. Примадоннами мы точно не были.

А как дело обстояло в отношении развития машины?
(F1 Racing)

Ники Лауда: Да, в этом плане мы тоже многое вносили, поскольку тогда всё чувствовалось только задницей в кокпите, и мы много общались с инженерами. Сегодня многое решает телеметрия, различные данные с сенсоров. Наши голоса в прошлом решали многое, иначе машину просто невозможно было развивать.

Несколько лет назад была опубликована ваша цитата о том, что даже обезьяну можно научить управлять современной машиной Ф1. А что вы скажете о нынешнем поколении автомобилей?
(Лэнс Стролл, гонщик Williams)

Ники Лауда: Меня неверно истолковали. Я говорил о том, что в мое время за гонку в Монте-Карло нам приходилось 1800 раз переключать передачи, и пропусти ты хоть одно переключение, двигатель сразу мог взорваться, и гонка была бы проиграна. К тому же, у нас не было гидроусилителя руля, так что это было действительно непросто.

Сегодня гонщикам, конечно, гораздо легче управлять машиной физически. Но пилотировать на пределе во все времена одинаково трудно. Просто сейчас для этого нужно прилагать меньше усилий.

Как, на ваш взгляд, изменился спорт с уходом Берни Экклстоуна?
(Пол ди Реста, бывший гонщик Ф1)

Ники Лауда: Пока ничего не ощущается, поскольку Liberty Media только пытаются сформулировать новые правила. Нужно подождать и посмотреть, удастся ли им правильно прочитать ДНК Формулы 1 и сделать спорт более интересным для зрителей.

Но мы находимся в переходном периоде. Нужно объединить усилия и вместе повести Ф1 в нужном направлении. Новые правила вступят в силу в 2021-м, но мы пока ничего о них не знаем. Для нас всех это очень тревожный момент. Подождем и увидим…

Ники Лауда и Берни Экклстоун © motorsportmagazine.com
Ники Лауда и Берни Экклстоунmotorsportmagazine.com

Как насчет камбэка, Ники?
(Берни Экклстоун, бывший председатель Ф1)

Ники Лауда: А как насчет твоего камбэка, Берни? (смеется)

Как изменилась бы ваша жизнь, если бы у вас снова было два уха?
(Отмар Сафнауэр, операционный директор Force India )

Ники Лауда: Люди бы меня перестали узнавать!

Вы хороший любовник?
(Мартин Брандл, телевизионный комментатор)

Ники Лауда: Не мне решать. Лучше спросите об этом мою жену. Правда, она тоже не скажет. (смеется)

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Let’s block ads! (Why?)