Гоночные легенды. Ferrari 250 Testa Rossa

В длинном перечне горячительных жеребцов от “Скудерии Феррари” 250 Testa Rossa выде-ляется дико крутыми успехами в гонках спорткаров. Да, “Красная голова” – еще и один из красивейших гоночных автомобилей всех времен и народов.

Всего построили 34 экземпляра, большинство из которых благополучно сохранилось, ныне почитаясь как одни из самых желанных Ferrari. Своим появлением этот шедевр частично обязан… одной из самых мрачных страниц истории автоспорта: в 1955 году на «24 часах Ле-Мана» погибли гонщик Пьер Левег и 83 зрителя. FIA не могла оставить эту трагедию без реакции: к сезону-58 высшую лигу спорткаров ограничили объемом мотора не больше 3 л.

В Ferrari поэкспериментировали с V6 и V12 с четырьмя распредвалами, но в итоге предпочли надежность непроверенным инновациям и остановились на проверенном одновальном V12. В названии новинки нашли отражение объем каждого из цилиндров и цвет головок блока (testa rossa – «красная голова»).

Самая титулованная в мире участница гонок на выносливость изначально оснащалась барабанными тормозами, простым, но прочным шасси, 4-ступенчатой механикой и ведущим задним мостом на листовых рессорах. Даже для 1958-го конструкция выглядела довольно консервативно, что, впрочем, не отразилось на ее успехах. Фирменной чертой первых Testa Rossa стал выразительный «понтонный» кузов с выпуклыми крыльями, придуманными Серджио Скальетти. Вскоре выяснилось, что на высоких скоростях автомобиль в силу сомнительной аэродинамики неустойчив, и вычурную красоту слегка притушили.

Сезон 1958 года стал для Testa Rossa, переименованной в 250 TR58, годом непрекращающегося триумфа: «красноголовая» выиграла в Буэнос-Айресе и Себринге, «Тарге Флорио» и «24 часах Ле-Мана». В следующем году TR59 получила обновленный кузов от Pininfarina, а в 1960-м в Ле-Мане дебютировала серьезно модернизированная TR60 – первая гоночная Ferrari с полностью независимой подвеской. Хотя в том году «Красной голове» не удалось выиграть ни «Таргу Флорио», ни «1000 километров Нюрбургринга», в Ле-Мане она сделала дубль и отхватила очередной чемпионский кубок по итогам чемпионата мира.

Ferrari Testa Rossa 1961 года по сути представляла собой новый автомобиль со сложной пространственной рамой и аэродинамически выверенным кузовом. Однако как Энцо ни возражал против концепции среднемоторных машин, появление 246 SP стало началом конца классической компоновки в спорткарах. В 1962-м Ferrari в шестой раз победила в Ле-Мане (330 TRI/LM), и этот триумф стал последним как для семейства Testa Rossa, так и для переднемоторных автомобилей в целом.